Совершенствование
двигательных навыков в командах юношей 14-16 лет отходит на второй план, поэтому
особое значение приобретает работа, направленная на шлифовку специфичных для
футбола элементов как в индивидуальной, так и в групповой форме.
По мнению автора,
дифференцированный подход к организации тренировок с ярко выраженным акцентом на
индивидуальной и групповой подготовке отвечает требованиям процесса формирования
личности спортсменов.
В работе
представлены два метода проведения индивидуально-групповой тренировки, первый из
которых предусматривает разбивку игроков на группы, имеющие различные
тренировочные задания.
Недостатками
этого метода можно считать очень высокие требования к тренеру при организации
тренировочного процесса и ограниченные возможности при контроле за ходом
занятия.
Эти проблемы во
время первого тренировочного занятия предлагается решать таким образом: группы
выполняют поочередно тренировочную программу; игроки, которые не заняты
специальной подготовкой, выполняют задания, несложные в организационном плане и
легко поддающиеся самоконтролю. Следовательно, все внимание тренер может
сконцентрировать на группах, занятых специальной подготовкой.
Остальные этапы
тренировочного занятия (разминка, игра) футболисты проводят совместно, причем
основное внимание уделяется совершенствованию действий в группах на игровых
позициях.
На втором
тренировочном занятии группы получают одинаковые задания, но предложенную
программу выполняют поочередно. Высокая интенсивность тренировки позволяет
несколько снизить ее объем.
В целях
совершенствования конкретных индивидуальных навыков по рекомендации тренера
после тренировки остаются спортсмены или группы, самостоятельно тренирующиеся по
определенной программе. До начала тренировки или после нее тренер работает с
отдельным футболистом или группой, в ходе тренировочных или матчевых встреч им
дается специальное задание.
Формы организации
тренировочных занятий, направленных на совершенствование как атакующих, так и
оборонительных действий, идентичны.
Команда делится
на 2 группы по 8 человек. Футболисты, которые не принимают участия в специальной
тренировке, выполняют программу, составленную соответственно описанным выше
критериям.
1-е
тренировочное занятие
Рис.1
Разминка (20
мин)
Футбольное поле
делится на 4 площадки, на каждой тренируются по 4 игрока (рис. 1).
Ставятся
следующие задачи:
- выполнение
передачи в движении игроку, имеющему следующий порядковый номер;
- выполнение
определенного вида передачи (внутренней, внешней стороной стопы, подъемом
йоги);
- мяч принимается
игроком, который после приема мяча делает рывок;
- длинные
передачи по воздуху, после выполнения - рывок;
- по сигналу
тренера группы переходят на соседнюю площадку, при этом каждый из игроков должен
хотя бы раз коснуться мяча;
- самостоятельное
выполнение гимнастических упражнений: каждый игрок предлагает партнерам
собственную программу;
- игра 2х2 на
указанной площадке, время - 2х2 мни.
Основная часть
(45 мин)
Специальная
тренировка игроков линии атаки.
Рис.2
Упражнение
1 (рис. 2). Ведение мяча с различных направлений с завершающим ударом по
воротам с расстояния 18 м. Ведение мяча с различных направлений, на пути к
воротам игроки обводят несколько стоек.
Упражнение 2
(рис. 3). Удары по воротам после ведения при пассивном сопротивлении
защитников, находящихся на расстоянии 20 мог ворот. Каждый нападающий пытается
обыграть своего защитника при помощи обманного дви-жения и нанести удар по
воротам.
Рис. 3
После того как
нападающие выполнят упражнение, они передвигаются немного вправо таким образом,
чтобы начинать движение с мячом с новой позиции. Защитники остаются. на
месте.
Задание может
быть усложнено: нападающие стартуют с разных позиций. В первой части защитники
противодевствуют пассивно, во второй - активно.
Упражнение
3 (рис. 4). Удары по воротам после ведения и обводки защитника. Четыре
игрока с мячами выстраиваются на пересечении линии ворот и боковой линии
штрафной площади. Нападающие находятся в 30 м от ворот.
Рис. 4
Первый по очереди
защитник выполняет передачу первому нападающему и устремляется ему навстречу.
Нападающий, обработав мяч, используя обводку, пытается выйти на ударную позицию
и пробить по воротам.
Рис. 5
Упражнение 4
(рис 5.). Два игро-ка атаки против одного защитника с последующим ударом по
воротам. Группы игроков атаки (А и В) составляют две шеренга напротив ворот, а
группа защитников с мячами (С) находится на пересечении линии ворот и боковой
линии штрафной площади. Защитник направляет передачу игроку группы В, а сам на
границах штрафной пытается воспрепятствовать удару по воротам. Двое атакующих из
групп А и В стремятся переиграть одного защитника и нанести завершающий
удар.осле выполнения упражнения происходит смена позиций.
Нападающие должны
стремиться к более быстрому и эффективному проведению атакующей
комбинации.
Игра (25 мин)
Рис.6
Игра 8х8 по всему
полю в двое ворот. Атакующая команда должна как можно быстрее провести
комбинацию и нанести удар. В противном случае мяч передается защищающейся
команде. Время, отводимое на выполнение каждого атакующего действия,
определяется в зависимости от уровня подготовленности игроков.
Упражнения для
игроков, не занятых в специальной тренировке
Игровая форма
1. На площадке размером 30х20 м игра 4х4. Гол засчитывается в том случае,
если игрокам атакующей команды удается с помощью дриблинга завести мяч за линию
ворот защищающейся команды.
Игровая форма
2. Квадраты 3х1. Две группы из 4 футболистов заняты в квадратах на площадках
размером 15х15 м.
10-минутный бег
(легкая пробежка в группах из 4 человек). Направление движения произвольное,
однако рекомендуется использовать все поле.
Игровая форма
3. Игра 4х4 на площадке размером 30х20 м. На ее противоположных сторонах
размечена зона шириной 3 м, где на равном расстоянии друг от друга расставлены
кегли. Команде начисляется очко, если футболистам удается сбить мячом хотя бы
одну из них.
2-е
тренировочное занятие
В тренировочную
группу входят 16 полевых игроков. Перед тренировкой команда разбивается на две
группы по 8 футболистов, причем в каждую из них входят и защитники, и
нападающие.
Разминка (15
мин)
Рис.7
Обе группы
выстраиваются у начала отрезка длиной около 60 м, размеченного 7 флажками. Все
игроки поочередно выполняют следующие упражнения:
- бег вокруг
флажков (произвольно);
- слаломный
бег;
- выполнение
различных движений при проходе каждого флажка (приседания, прыжки в седе и
т.д.);
- обегание
каждого второго флажка, темп бега постепенно увеличивается;
- упражнения на
растягивание (самостоятельно);
- передвижение от
флажка к флажку, попеременно используя 2 формы бега (первая - обычный бег,
вторая - бег спиной вперед), затем возвращение в медленном темпе в исходное
положение;
- бег с
поступательным увеличением скорости при переходе к каждому следующему флажку,
возвращение в медленном темпе в исходное положение;
- попеременный
медленный и быстрый бег от флажка к флажку, возвращение в медленном темпе в
исходное положение; '
- упражнения на
растягивание (самостоятельно);
- прыжки: у
каждого последующего флажка вид прыжков меняется (на двух ногах, на одной, в
правую, в левую сторону и т.д.), возвращение в медленном темпе в исходное
положение;
- две
эстафеты.
Основная часть
(45 мни)
Специальная
тренировка для игроков линии обороны.
С помощью
различных тренировочных форм отрабатываются действия в обороне, в частности
отбор мяча. Предпосылкой надежной игры в обороне, по мнению автора, является
овладение специфической техникой бега (взрывной темп, изменение направлений),
для совершенствования которой отводятся упражнения в первой части тренировочного
занятия.
Упражнение
1. Один игрок находится на расстоянии около 15 м от других игроков, его
задача - показать группе различные направления бега (направо, налево, вперед,
назад). "Ведущий" игрок начинает бег, задает направление, остальные следуют за
ним.
Игровые формы.
Два футболиста "ловят" остальных в пределах штрафной площади. Пойманные игроки
проходят некоторое расстояние в приседе. Когда все игроки пойманы, "вопить"
начинает другая пара футболистов.
Рис. 8
Упражнение
2. Участвуют два футболиста. Один из них ведет мяч и, выбрав момент,
пробрасывает мяч через расставленные ноги соперника. Оба игрока пытаются
опередить друг друга и завладеть мячом. После 5 попыток происходит смена
задания.
Упражнение
3. Оба игрока находятся на расстоянии 2 м друг от друга. Один из партнеров
набрасывает мяч другому, последний головой посылает его через бросающего. Затем
оба спортсмена устремляются к мячу. После пяти попыток - смена
задания.
Упражнение
4. Не менее 2 футболистов принимают участие в игре в пределах штрафной
площади. Атакующая команда пытается переиграть соперников за счет дриблинга и
завести мяч за "чужую" боковую линию штрафной. Соперники должны отобрать мяч.
Смена задания после того, как мяч попадет за боковую линию защищающейся
команды.
Упражнение
5. На двух площадках размером 10х10 м находятся по 4 игрока. На каждую
группу игроков - по пять мячей. Один из спортсменов в подкате выбивает мяч,
направляя одному из трех партнеров, находящемуся вне игровой площадки. После
подката игрок незамедлительно переходит к следующему мячу и т.д. Каждый игрок
выполняет упражнение по 3 раза без пауз с высокой интенсивностью.
Упражнение
6. В нем участвуют 8 игроков. Вне игровой площадки две пары футболистов
играют по схеме 1х1. Остальные 4 игрока находятся в пределах площадки. В
соперничестве с тремя партнерами игрок, владеющий мячом, пытается сохранить
контроль над мячом, а затем неожиданно оставляет его. Защитник должен в подкате
сыграть в мяч и передать его одному из игроков, который тотчас выполняет
передачу одной из играющих пар. Смена задания после выполнения пяти
подкатов.
Варианты:
упражнение проводится в ситуации, близкой к игровой. Игрок, владеющий мячом,
ведет его, не отпуская далеко от стопы, защитник, в свою очередь, ищет удобный
момент для отбора.
Игра (25
мин)
Данная форма
тренировочных занятий завершает программу тренировки. Футболисты отрабатывают
игровые действия на позициях.
Игровое поле
разделено на 3 зоны: в двух зонах обороны 3 защитника действуют против 3
нападающих. В середине поля играют по 2 футболиста. Атаки ведутся с
использованием дальних переводов мяча на половину поля соперника. Игрокам
запрещается выходить за пределы своей зоны.
3-е
тренировочное занятие
Площадка размером
70х70м. Игроки делятся на 4 группы и коллективно выполняют различные варианты
беговых упражнений. Пробегают в медленном темпе 5 кругов, затем на каждой из
сторон прямоугольной площадки приступают к выполнению беговых
упражнений.
1-я попытка:
обычный бег, бег, чередующийся с прыжками, бег спивай вперед, бег приставными
шагами.
2-я попытка
обычный бег, бег, чередующийся с двумя короткими рывками, ускорение,
передвижение в приседе.
Гимнастические
упражнения выполняются под руководством тренера. Программа должна содержать
преимущественно упражнения на растягивание.
Основная часть
(45 мин)
Упражнение
1. Игроки тренируются в парах. Защитник медленно пласируется, а игрок,
владеющий мячом, пытается обыграть его с помощью обманного движения.
При увеличении
скорости выполнения упражнения необходимо следить, чтобы не наступило
переутомления. После 10 попыток происходит смена задания.
Упражнение
2. Игра 1х1 в штрафной площади. Каждый защищает свою боковую линию штрафной
от атакующих действий соперника. Игрок, владеющий мячом, пытается за счет
дриблинга перейти боковую линию соперника, при потере мяча игроки меняются
заданиями.
Упражнение
3 (рис. 6). Удары по воротам после розыгрыша "стенки".
После короткого
дриблинга футболист, владеющий мячом, играет "в стенку "с партнером, получает
мяч и наносит удар по воротам. Затем игроки меняются заданиями.
Упражнение
4 (рис. 7). В упражнении участвуют 4 игрока. Первая пара находится в 30 м от
ворог напротив друг друга, вторая - с мячом в 40 м. Остальные участники
тренировки - в центральном круге. Игроки, владеющие мячом, передают его друг
другу, наблюдая за действиями второй пары - нападающего и защитника. Когда
нападающий освобождается or опеки защитника, ему следует передача, он стремится
уйти от опекуна и навести удар по ворогам. После выполнения упражнения пары
меняются заданиями.
Игра (20
мин)
Участвуют 2
команды по 8 человек. 3 защитника каждой команды действуют только на своей
половине поля, тогда
Как 5
нападающих - только на половине поля соперника.
При овладении
мячом защитники пытаются передать мяч своим нападающим на половину поля
соперника, которые стремятся провести результативную атаку (рис. 8).
Варианты:
ограниченное число касаний мяча нападающими (вплоть до одного); засчитываются
только голы, забитые после передач с флангов.
|